ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

38

«Все то, чем леденит и мысль и тело
Глухих легенд причудливая тьма, Что
даже бред рисует нам несмело, На что
способен черт, сойдя с ума...».

Но она — нравственный императив современного искусства, чья цель, помимо всего прочего, заключается также и в сокрушении красивых военных мифов (а уж тем более тех, какими упивалась наполеоновская эпоха) и в воспитании человека суровой, ни в чем не льстящей, ни на миг не оставляющей его в покое истиной.

«Вам, жители столиц, пора понять,
Что кроется под словом «воевать»!

Какой ценой даются «сообщенья»,
Задумайтесь, любители газет;
Поймите, что гарантии спасенья У
вас самих на будущее нет!»

Так пусть и зритель побывает в шкуре тех, кто знает войну на самом деле. И пусть ему станет плохо, больно, страшно; пусть возводимые им бастионы эгоистического самосохранения будут разбиты в прах; пусть искусство начнет полосовать его по живому — такая операция в конце концов окажется целительной и послужит делу нравственного перевоспитания человечества.

Эстетика минувшего Просвещения, равно как и ранних фаз романтизма, на такое не отваживалась. Она еще полагала возможным «поучать, развлекая» или увлекая и воодушевляя силой главным образом идеально-прекрасных и высоких примеров. Она сосредоточивалась преимущественно на позитивных факторах бытия и почитала гармонию, совершенство, красоту высшей и последней целью искусства. Новая траги-героическая, трагиэпическая эстетика форсировала прежде всего противоположные факторы, хотя и не отказывалась от позитивного (иначе она не была бы героической). Не гармония, не красота, а резкая и точная экспрессия стали ее первостепенной целью. Но это значило, что на пути своего утверждения ей предстояло сокрушать эстетические предрассудки современников, с точки зрения которых и эстетика эта не была эстетикой и искусство это не имело права именоваться таковым. Ведь недаром же музыка Бетховена, который первым применил своеобразную экспрессионизацию выразительных средств, «необычайно резких, беспокойных, как бы нарочито лишенных изящества и изысканности», так «ошеломляла» и даже «пугала» современников46. Ведь назвал же впоследствии Гро «Резню на Хиосе» Делакруа «резней живописи», а один из критиков Салона 1819 года разразился при виде «Плота «Медузы» Жерико целым потоком тяжелейших обвинений как эстетического, так и этического порядка. «Кажется,— писал он, — что художник стремился поражать людей одним только зрелищем бедствия, где потеряны все качества, достойные человеческого существа, и где разлагаются все моральные способности. Ради одной этой идеи пожертвовал он всеми правилами и всеми чувствами. . . Тут нет ни главной фигуры, ни второстепенных, тут все безобразно и пассивно, ничто не утоляет душу и не дает отдохновения глазу. Тут нет ни героизма, ни величия. .. ничего такого, что могло бы сделать честь нравственности и человечности. Можно сказать, что это произведение было написано специально для того, чтобы радовать взоры коршунов» 47. Можно себе представить, какими филип-пиками взорвался бы этот добропорядочный критик, знай он созданные шестью годами раньше офорты Гойи! Даже Делакруа и Готье, узнав их потом, все-таки не смогли проникнуться этим бесконечно мужественным служением жестокой правде. Из младших современников-живописцев один только Жерико — и вполне независимо от испанского мастера, о существовании которого тогда еще не подозревал, — нащупывал те же пути в своих портретах умалишенных (ок. 1820 г.), но не успел развить найденное.

Гойя же был к этому подготовлен, как никто. За его спиной стояло извечное бесстрашие испанского искусства перед лицом страданий и смерти. За его спиной была высшая, воистину божественная объективность Веласкеса. Сам он еще в «Капричос» отказался считать важнейшими целями искусства услаждение человеческого глаза, прославление человеческой доблести и красоты (то есть услаждение чувства уваже
 
Благодарим:
Где купить справку пнд.
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея