ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

Действительность! Ты речью властной Разогнала мои мечты.
Байрон
Упорна душ непокоренных сила.
Эспронседа
В истории романтической эпохи рубеж 1790—1800-х годов — это период (или фаза) глубокого кризиса; первого, но отнюдь не последнего... В дальнейшем кризисные ситуации будут возникать еще не раз, в общем совпадая с кризисами социально-политического свойства — с начальным временем реставраций (1814—1817), окончательным торжеством буржуазной монархии во Франции и новой стабилизацией реакционного порядка в остальной Европе в середине 30-х годов XIX века, и, наконец, с теми сложными перипетиями, которые испытало европейское общество после спада революционных волн 1848—1849 годов, когда и сам романтизм должен был вспыхнуть в последний раз, чтобы затем умирать.

Но первый кризис имел особое значение. По своим масштабам и по своей глубине он превосходил все последующие, кроме, разумеется, последнего. В то время сама возможность романтического взгляда на действительность была в корне поколеблена (между первым и последним кризисами в этом смысле есть множество точек соприкосновения). Тогда впервые возникла коллизия романтизма, немыслимого без максималистских стремлений к освобождению мира, общества, человеческой личности, и ограничивающих тенденций действительности, менявшейся совсем не так, как мечталось романтикам-энтузиастам. Начатый французской революцией переворот оказался вовсе не столь радикальным, всеобъемлющим и благотворным. К концу 1790-х годов он уже обнаружил свою прозаически-буржуазную природу, так сказать — раскрыл свои карты. В период Директории «государство разума и свободы» потерпело полный крах, быстро испарились надежды на превращение общества «в одну братскую семью», где слово «эгоист» было бы оскорблением. Буржуазный порядок, его политический строй, образ жизни и мораль «оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» 1 и — добавим — сокрушительным опровержением раннеромантических мечтаний.

Чаемое будущее обманывало. Лик нынешней истории кривился насмешливыми гримасами и отвращал от себя былых энтузиастов. Тем более когда сквозь новый строй жизни начали скалиться призраки прошлого, казавшиеся рассеянными, но обнаружившие смущавшую умы реформаторов и революционеров живучесть и цепкость, когда и сам этот обновленный жизненный порядок обнаружил склонность пойти на компромисс со «старым режимом», освоить его наследие, примерить на себя его одежды: конкордат, заключенный Бонапартом с папой Пием VII в 1801 году, был не
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея