ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

страница 3

Период борьбы за отмену инквизиции породил обширную литературу как в занятой французами, так и в свободной Испании. Тут следует в первую очередь назвать уже упомянутые «Анналы Инквизиции» Хуана Антонио Льоренте, вышедшие в Мадриде в 1812 году; причем в предисловии к ним «испанский Вольтер» выражал благодарность за помощь и советы Станислао де Луго и двум ближайшим друзьям Гойи— Бернардо Ириарте и Леандро Моратину. Затем подготовленный и комментированный тем же Моратином (выступавшим под псевдонимом Хинес де Пасадилья) «Отчет об ауто-да-фе... в Логроньо в 1610 году», то есть об одном из самых диких ведьмовских процессов XVII века, увидевший свет в Мадриде в том же году8. К этому следует добавить впервые изданную в Кадисе в 1811 или 1812 году (а в 1816 г. в сокращенном виде вышедшую в Лондоне) книгу некоего Антонио Пуибланча «Инквизиция без маски», где, кстати сказать, описывались два офорта из «Капричос» Гойи (№ 23 — «Из этого праха...» и № 24 — «Т^т ничего нельзя было поделать»), а также сообщалось о тех преследованиях, которым после публикации «Капричос» подвергался художник со стороны инквизиции9.

Менее решительный характер носили действия кортесов, направленные против монашества. 17 июня 1812 года принимается решение не восстанавливать уже упраздненные французами монастыри, пустив их земли на продажу в пользу государства. Но формулировки этого закона были столь распль вчать ми, а сопротивление ему столь велико, что он фактически не применялся вплоть до 18 февраля 1813 года, когда последовало новое постановление, по которому не подлежали восстановлению лишь дотла разоренные монастыри и те, где насчитывалось менее 12 членов; зато устанавливалось, что в одном округе не может быть более одного монастыря и что создание новых монастырей запрещается. Кортесы распорядились также конфисковать на военные нужды часть монастырских сокровищ и отменили особою подать в пользу главной испанской святыни — монастыря Сант Яго де Кампостело 10. Но на большее не отважились. Тем жарче разгорались вокруг этой проблемы страсти либеральной прессы.

Закон о свободе печати вызвал бурный расцвет испанской журналистики. В Кадисе в 1810—1813 годах публиковалось более 50 периодических изданий, иногда до 15 одновременно. Подавляющее их большинство было либеральным. А влияние, оказываемое ими на политические дела, было таково, что уже в 1811 году один из кадис-ских депутатов назвал их «наставниками конституции» и. Особой известностью пользовались такие издания, как «Патриотический еженедельник», основанный Кинтаной еще в Мадриде и выходивший в Кадисе с ноября 1810 по март 1812 года, «Испанская пчела», выходившая с 12 сентября 1812 по 31 августа 1813 года, «Тройственный союз», «Робеспьер» и др. В первых двух главную роль играл виднейший публицист тогдашней Испании Бартоломе Хосе Гальярдо (1776 —1852), чья деятельность и связи с Гойей заслуживают специального рассмотрения.

Окончив факультет литературы и искусства в Саламанке, Гальярдо с 1805 года преподавал французский язык в мадридском пажеском корпусе. Тогда он сблизился с ilustrados, вошел в кружок Кинтаны и начал сотрудничать в основанном им журнале «Смесь о науке...». В Кадисе он стал библиотекарем кортесов и редактором официального их органа «Diario de sesiones». С Гойей Гальярдо познакомился еще до этого, а примеры из его «Капричос» использовал в 1811 году в «Патриотическом еженедельнике» для агитации против инквизиции и монахов 12. Их знакомство возобновилось, когда в начале 1814 года кортесы переехали в Мадрид; и даже после, оказавшись в лондонской эмиграции, Гальярдо пробовал через английского посланника сноситься с Гойей, в частности для того, чтобы получить совет по поводу иллюстрирования предпринятого им переиздания сервантесовского «Дон Кихота» 13. В феврале 1817 года в парижском журнале «Mercure de France» в одной из своих статей об испанском искусстве Гальярдо поименует Гойю «художником-философом, чьи полные глубокого смысла композиции делают его достойным фигурировать в одном ряду с лучшими баснописцами — как древними, так и новыми» 14. Вот, в сущности, первый компетентный отзыв об искусстве испанского мастера, появившийся в иностранной печати. И, наконец, много позже Гальярдо вспомнит о том, что «великий Гойя сочинил однажды несколько оригинальных капричос под названием «Видения Дон Кихота» 15.

Самым знаменитым творением Гальярдо-журналиста стал вышедший в Кадисе в 1811 году «Критико-бурлескный словарь» 16, Его появление вызвало бурю страстей.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея