ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

5

мечтатели. Иными словами — он впервые начинает ощущать объективность времени, которое идет своим путем и в своем темпе, не зависимое от людских желаний или, во всяком случае, не всецело подвластное им.

Здесь естественно возникала драматическая коллизия — разлад желаемого и действительного, отныне вообще определяющий романтическое мировоззрение. Ведь ранние романтики обольщались относительно своей власти над ходом вещей, считая себя способными управлять им по собственной окрыленной энтузиазмом воле. Теперь же выяснялось несовпадение, а подчас и столкновение двух воль — воли стремящегося к лучшему будущему человечества и безразличной ко благу и злу, стоящей над ними воли временного потока. Открывались закономерности более высокого порядка. Время становилось Историей — тем новым божеством, чьи загадки волновали всех героев романтической эпохи от братьев Шлегелей, сконструировавших философию исторического процесса, до чистых историков — Минье, Тьерри, Гизо, превративших свою дисциплину в науку об объективных законах в целом прогрессивного движения человечества по оси времени.

Открытие надчеловеческой силы не могло поначалу не смущать, ибо оно существеннейшим образом подрывало и просветительское представление о всемогуществе человеческого разума и продолжившее его романтическое представление о всемогуществе мечты и воли человечества. (Оно к тому же ставило под сомнение еще Ренессансом завоеванную убежденность, что историю делают сами люди, что она — акт их воли.) Многие романтики не выдержали испытания Историей, отождествили ее с античным слепым Роком или с христианским Провидением, то есть вернулись к едва ли не доренессансному провиденциализму, а потом абсолютизировали ее противо-направленность революционным мечтаниям. Но так было не со всеми.

Для Гойи, во всяком случае, насколько можно судить по «Капричос» 1799 года, логика Истории такова, что она ставит под сомнение не только мечту добрых, но и власть злых — она и этих последних лишает уверенности в их всемогуществе: ведь все бесы и ведьмы в пятой главе серии вынуждены скрывать свою наготу, рядиться под людей и прятаться в них, подчас даже прикидываясь добрыми их помощниками, в чем прежде отнюдь не нуждались. Главный исторический закон состоит все-таки в том, что мир движется вперед, что в нем ничто не может застыть, как бы того ни хотелось. 0то уже зиждительный закон и, значит, История-Время есть прежде всего творческая сила, отрицающая застой в любых его формах — безразлично идеально ли позитивных формах себе довлеющего «золотого века» или чисто негативных формах «века железного». Да, развитие объективного времени отстает от порыва времени субъективного, мечтательного, а это обрекает мечтающего человека постоянной неудовлетворенности достигаемым. Но оно все-таки происходит, а главное — оно в конечном счете более основательно, чем если бы зависело только от человеческой субъективности. Ведь тогда и злые силы смогли бы по своей воле играть им; однако этого уже не происходит.

Вот что вырисовывалось в новом варианте «Капричос» как важнейшая тенденция дальнейшего развития мировосприятия Гойи-романтика. Но разумеется, это была лишь тенденция, которая сама могла быть подвергнута и в ближайшие два года не раз подвергалась сомнению. Важно, что она проявилась и что через два-три года, пройдя через многие испытания, укрепилась, позволив испанскому художнику миновать кризис рубежа столетий, не застрять в нем, как застряли там почти все ранние романтики.

В таком обновленном виде «Капричос» и были подготовлены к публикации. Гойя торопился обнародовать свое творение, пока это еще было возможно. 6 февраля 1799 года в «Diario de Madrid)) появилось известное разъяснение целей и смысла серии. 19 февраля в « Gazeta de Madrid» было объявлено, где и по какой цене можно ее приобрести. Но продано было только 27 комплектов (помимо тех примерно трех десятков, которые еще раньше разошлись по подписке), и уже 21 февраля распродажа прекратилась. Это случилось сразу после того, как правлению ilustrados в Испании был нанесен второй удар — на посту министра юстиции Сааведру сменил Хосе Кабальеро — реакционер, о котором говорили, что он «стремится возродить времена мрачного деспотизма Филиппов Габсбургских» 7.

 
Благодарим:
Занимайтесь важным для жизни ремеслом, гаминатор слоты - изумительный заработок!
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея