ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

8

«лейкистов» к 1797—1798 годам, а у немецких романтиков — к началу 1800-х годов, чтобы после дать впечатляющие результаты в творчестве Гофмана. Вторая — также провоцировала возврат: на этот раз к эстетике неоклассицизма, особенно к стремлению возмещать заранее несовершенную действительность совершенством и красотой мыслимого идеала, утверждать прекрасное не в наблюдаемой реальности, а над ней — в нетленной, неподвластной обстоятельствам сфере «истинной жизни». Эт0 тем более знаменательно, что напоминает эстетическую эволюцию Давида после Термидора и Брюмера, Давида, пытавшегося в «Сабинянках» (1795 — 1799) и «Леониде при Фермопилах» (начат в 1800 г.) —кстати, куда более совершенных, чем аллегория Гойи, творениях — возродить предреволюционный классицизм, но уже в эстетизиро-ванном виде, предвосхищавшем эстетизм «примитивистов» и ЭнгРа* Любопытно, что для всех них важным оказался опыт Флаксмана, к которому и Гойя в эти годы был неравнодушен.

Однако испанский мастер выдержал оба искушения и не повернул назад. Его эстетические колебания были недолгими и совершались только на периферии его искусства, которое в целом уже выходило на новые рубежи, оставляя сферу гадательного и область творимых утопий ради несомненной реальности сегодняшней жизни, подлежащей точному и мужественному анализу. В период кризиса нужно было заново проверить реальное положение дел. Поначалу эта проверка давала весьма неутешительные результаты, как будто подтверждая и права «черного юмора» и права отлетающего от действительности неоклассического идеализма. Но Гойя был упорен в своих исканиях неложных истин сегодняшнего дня. И с течением времени упорство это было вознаграждено...
 

КОРОЛЕВСКИЕ ПОРТРЕТЫ 1799—1801 ГОДОВ

Кто был премьер-министром Англии во времена Малерба?
Стендаль
На свалку его! Ему не место, этому гнилому, высохшему стволу, он отнимает свет и воздух у молодой жизни, которая созревает для нового мира.
Гёльдерлин

В то время, когда, втайне от посторонних глаз, Гойя изображал в альбоме «D» гнусные проделки проклятой старости и отводил душу, набрасывая эскиз аллегории, заказанный Годоем, в это же самое время, но уже для всеобщего обозрения, он делал и другие, нередко еще более дерзкие вещи. Художник стал жестким, требовательным, непримиримым. И это проявлялось даже там, где как будто ничего подобного невозможно было бы ожидать — в самых официальных произведениях испанского мастера.

31 октября 1799 года премьер-министр Уркихо известил Гойю о том, что король пожаловал его званием первого придворного художника с титулом «превосходительство», ежегодным содержанием в 50 тысяч реалов (вместо 15 тысяч, которые тот получал в качестве ординарного королевского живописца) и специальной субсидией в 500 дукатов на приобретение экипажа, приличествующего новоиспеченному «превосходительству)) .

Итак, официальная карьера испанского мастера достигла зенита. Но теперь автор «Капричос» и портретов ilustrados должен был вернуться к пустой будничности придворной жизни и в ближайшие два года полностью посвятить свою кисть Карлу IV, Марии-Луисе, многочисленным членам королевского дома испанских Бурбонов и, наконец, вернувшемуся в 1800 году к власти «князю мира». Лишь изредка мог он отвлекаться от назойливых заказов, чтобы писать тех, кто был ему близок и симпатичен: в 1799 году он впервые изображал молодого драматурга Леандро Моратина (Мадрид, Академия Сан Фернандо) 16, в конце 1799 или в начале 1800— давнего своего покровителя, добродушнейшего герцога Осуну (Нью-Йорк, музей Фрика), около 1801 года —
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея