ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

страница 5

тели единодушно считают его пятым, появившимся уже после альбомов «D» (ок. 1800—1801) и «Е» (который, как мы пытались это доказать, был создан, скорее всего, весной — летом 1808 г.), хотя в нем есть некоторое количество листов, стилистически более ранних, нежели рисунки последнего. Посвятивший альбому «С» специальное исследование Хосе Лопес-Рей утверждал, что примерно треть его (по № 43 включительно) может датироваться до 1808 года, а остальные две трети располагаются в пределах от Пиренейской войны до 1820 года — начала второй испанской революции И). Пьер Гассье датирует рисунки в пределах двадцатилетия между 1803 и 1824 годами, полагая, что только небольшое их число может быть более точно локализовано — сатира на папу и клерикалов (№ 68—70), относимая исследователем к 1808—1814 годам, сцены «размонашивания» (№ 127—131), датируемые около 1810—1814 годов, и листы, которые, по мнению Гассье, отражают наступление лучших времен и посвящены победе второй испанской революции в 1820 году (№ 115 — 126, 133)20.

Проблема осложняется еще и тем, что среди восьми альбомов Гойи (шести испанских и двух бордоских) лишь два первых были таковыми в точном смысле слова — то есть изначально сброшюрованными и заполнявшимися в строгой хронологической последовательности. Все же остальные, включая и тот, который сейчас представляет предмет нашего внимания, таковыми не являлись — отдельные рисунки просто вкладывались в папку и, видимо, приводились в какую-то систему только тогда, когда художник полагал очередной цикл достаточно законченным. Поэтому невозможно утверждать, что расположение рисунков в альбоме «С» всегда соответствует времени их создания. И все-таки мы располагаем достаточным количеством данных, чтобы датировать их более определенно, чем это до сих пор делалось.

Уже стилистический анализ позволяет говорить о трех этапах работы над альбомом.

Листы 1, 3 — 5, И, 13, 21, 26, 35 и 36 с их подчас миниатюрными фигурками, трактованными вне зависимости от содержания (иногда весьма печального — таковы изображения нищих и калек) в духе того изящного декоративизма, который отличал графику XVIII века, должны быть признаны наиболее ранними. Их Гойя выполнил после альбома «D», но, видимо, незадолго до начала работы над альбомом «Е», в котором тоже еще встречаются следы такой же манеры (ср. в этом последнем № 2, 6, 8, 21, 32, 36-38, d)21. Рисунки С-9 («Вот, кажется, славная женщина»), С-12 («Торговка яйцами»), С-16 «Из нее вышла бы хорошая рыбная торговка»), С-20 («Ее возлюбленный умер, и она пошла в монастырь»), С-23 («Вакхические гримасы»), С-25 («Подумай хорошенько»), С-27 («Вот что может сделать Амур!»), С-31 («Ты не отыщешь его» —имеется в виду Диоген, ищущий человека с фонарем среди бела дня), С-33 («Эти верят полетуптиц»), С-34 («Забавная епитимья»), С-38 («Язык тетки Хили»), С-71 («Весь мир») и С-78 («Жаль, что ты не занимаешься чем-нибудь другим») уже самым тесным образом связаны со стилистикой лучших листов альбома «Е». Фигуры укрупняются, гармонично уравновешивая пространство листа; они обрисованы, как правило, в той же спокойной, внутренне просветленной манере. Их отличает та же медитативная, иногда чуть ироничная интонация, заранее исключающая сильные эмоции и экспрессивные эффекты. Иногда они почти классичны (№ 9, 20, 25, 78). Как и в альбоме «Е», здесь значительное место занимают привлекательные и полные жизненных сил образы молодых женщин из народа. Наконец, стоит специально отметить, что рисунок С-78 несомненно является первоидеей будапештской картины «Водоноска», фигури-J33    ровавшей под № 13 в инвентаре 1812 года, но выполненной, скорее всего, не позднее лета 1808-го22. Так же можно датировать и всю вышеперечисленную группу рисунков альбома «С».

Позже манера Гойи меняется — сначала чуть заметно (см. рисунки С-2 «Меньший дикарь, чем другие», С-17 «Вот как часто кончают полезные люди», С-22 «Предосудительная бедность»), а потом все более радикально. Фигуры все укрупняются, пока не начинают буквально распирать пределы листа; они уже не прорисованы, но вызваны к жизни стремительными движениями кисти, рваными мазками, гибкими пятнами и размывами, то почти растворяющимися в воздухе, то сгущающимися до напряженной черноты. Подчас разливы бистра или туши захватывают почти всю поверхность листа, погружая его в беспросветную мглу, взрываемую, однако, изнутри световыми вспышками, Движения становятся порывистыми, судорожными, выдающими
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея