ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

14

Выход был, однако, найден. На портрете, хранящемся ныне в Академии Сан Фернандо, Годой в мундире генерал-капитана испанской армии представлен отдыхающим после «ратных трудов», португальское знамя склонилось к его ногам, в руке у него раскрытое послание—быть может, португальская просьба о перемирии30, а на лице написана некая ленивая задумчивость, долженствующая обозначать приличную сдержанность победителя, сожаление о случившемся и заботу о будущем мира. Рядом с Годоем—его адъютант граф де Теба; дальше видны испанские гусары, уже расседлавшие своих лошадей.

Заказ был столь же двусмысленным, как и победа в «апельсинной войне». Но если Гойю что-то в нем заинтересовало, так это именно двусмысленность. Ирония художника тут почти ничем не прикрыта. Краснорожий, сытенький «герой», не обременяя себя воинскими подвигами и тяготами, полулежит на дерновой скамейке, как на мягкой софе, и демонстрирует свои пухлые обтянутые лосинами ляжки, которым на заднем плане выразительно соответствует лоснящийся конский круп. Лошадиные Морды удивленно поворачиваются к главнокомандующему, чье лицо куда менее осмысленно. «Князь мира», герцог Алькудийский, испанский инфант, генерал-капитан сухопутных сил королевства, президент Академии наук, протектор Академии художеств и т. д. и т. п. на этом портрете был всего только «колбасником», точно отвечая тому презрительному прозвищу, которым наградил его испанский народ. Год назад, сочиняя для Годоя аллегорию «Время, Истина, История», Гойя был куда менее откровенен...

Упорная пристальность испанского мастера по отношению к действительности уже готова принести свои плоды: коль скоро все, что до сих пор составляло основу бытия, демонстрировало свою историческую неосновательность, шаткость, а порой и смехотворность, следственно где-то уже существовали иные, жизненно-полноценные силы, пусть до поры спрятанные, неявственные, но долженствующие вскоре проявиться. Ведь не только же к отдаленным потомкам обращался художник, требовательно глядя поверх голов «королевского семейства»! И он вряд ли сомневался, что среди современников найдутся люди, которые сумеют оценить сарказм, заключенный в портрете Годоя—«победителя Португалии».

Позиции меланхолического отношения к действительности уже были подорваны тем яростным наступлением, которое Гойя вновь повел на самые как будто прочные и «святые» основы старого мира. Пора было открыться и новым положительным перспективам. Предчувствием их исполнены новые произведения Гойи, отмеченные ощущением переломности и размышлениями о неоднозначной человеческой сущности. Это пейзажные офорты, исполненные одновременно исповедального и философско-символического смысла. Эт0 не менее загадочная двойная картина, прославленная впоследствии под неточным именем «Махи одетой» и «Махи обнаженной».

МЕЖДУ ВОСПОМИНАНИЕМ И ПРЕДЧУВСТВИЕМ

Что такое поэзия? Ощущение Прошедшего и Будущего миров.
Байрон
Около 1811 года, работая над знаменитыми «Десастрес» и, видимо, не находя в разоренном французами Мадриде необходимых для гравирования материалов, Гойя будет вынужден пустить в дело медные пластины, уже однажды им использованные.

И, в частности, разрежет пополам две доски, на одной из которых был представленогромный, чем-то напоминавший окаменевшее животное утес на фоне широкого озера, изливавшегося вниз двумя каскадами. На другой доске тот же утес, только в обратном повороте, возвышался над пустынной долиной с недвижной заводью и фермой на дальнем берегу; позади утеса, справа, на обрывистом плато виднелся замок, а посередине, на переднем плане росли деревья с обломанными кронами, элегически склонявшимися над утесом и над замком.

К счастью, сохранились авторские оттиски обоих ландшафтов—всего два-три с каждой—и выполненные сангиной подготовительные рисунки (Мадрид, Прадо), лишь в деталях отличавшиеся от офортов. Так, в рисунке к «Пейзажу с водопадом» вид-
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея