ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

18

Причем воспоминание уже освободилось от злобы дня—стало поэтически-просветленной печалью, чистым памятником ушедшему, а предчувствие растет, ширится, объемлет весь мир. Оно будто говорит: «Береги память о прошлом, старый утес, и жди—вокруг тебя еще зашумит новая жизнь; и ты сам станешь необходимой частью ее, как был частью того, что теперь исчезло без возврата...»

Философия беспрерывности утрат и ожиданий становится в начале XIX века существенной частью рамантического мировосприятия. Настолько, что даже внутренние размежевания в искусстве романтической эпохи отныне зачастую определяются преобладанием того или другого начала при обязательном присутствии обоих.

В изобразительном искусстве ее в наиболее незамутненном виде воплотит именно пейзаж—как смену состояний, как переживание неукоснительных приливов и отливов Времени. Всего через несколько лет философия эта станет мировоззренческой основой живописи Каспара Давида Фридриха и Джона Констебля. Ранние их работы—«Туман» (1807, Вена) и «Утро в горах» (1808, Рудолыптадт) Фридриха.или зачарованные виды Страны Озер, которые в 1806 году напишет Констебль, —будут проникнуты тем же томлением между исчерпавшим себя «вчера» и еще не проступившим «завтра» и, следовательно, будут такими же образами «Заводей Времени», что и офорты Гойи 1802 года. Но вскоре неустойчивое равновесие этого томления нарушится. Фридрих резко усилит чувство утрат; Констебль придаст ожиданиям от четливо обнадеживающий характер. Любимыми временными состояниями станут для немецкого пейзажиста вечер и даже ночь; Констебль предпочтет утро и бодрость дня (заметим, что у Гойи в «Пейзаже с водопадом» время клонится к вечеру, а в
2а, ,а «Пейзаже со склоненными деревьями» царит рассветная тишь). Первый углубит гойевскую элегичность: все уходит, все умирает или уже умерло—такова идея «Развалин аббатства в зимнем лесу» (1809, Берлин, Шарлоттенбург). Второй выявит и усилит свойственный офортам испанского мастера дух ожиданий; все еще будет и все уже начинается, и утренняя заря окрашивает стены спящего пока «Малверн Холла» (1809, Лондон, Национальная галерея).

Такова перспектива раскрытия гойевских офортов в историю романтического пейзажа. Сам он, однако, пейзажистом не стал—во всяком случае, в том понимании, какое усвоит XIX век.

В офортах 1802 года историческое время еще не прояснилось в своих целях и в своей направленности. Оно двойственно, оно таинственно и только еще потенциально. Такому времени "соответствует двойственность и своеобразная «разнонацелен-ность» жизни человеческой души, таинственная потенциальность самой человеческой сущности, в равной мере обращающейся «назад» и «вперед» вплоть даже до настоящего раздвоения, как бы самодублирования. В этом также суть одного из величайших шедевров Гойи и всего искусства романтической эпохи и даже всей живописи XIX века—его прославленных «Мах».

«ВЕНЕРА-ЦЫГАНКА»

— Те-те-те,—воскликнул Санчо.—Стало быть, дочь Лоренсо Карчуэло — иначе говоря, Альдонса Лорен-со—и есть сеньора Дульсинея Тобосская? — Она самая,— подтвердил Дон Кихот,—-и она же достойна быть владычицей всей вселенной.
Сервантес

 «Махи» Гойи (одетая и обнаженная) действительно прославлены почти безмерно, может быть, даже более, чем его «Капричос». И как часто случается, первая тому причина—романтическая легенда, окутывающая их вот уже свыше столетия.

В 1845 году Луи Виардо связал их возникновение с любовной историей Гойи и герцогини Альбы, утверждая, что «махи» были написаны для Каэтаны и что сама она будто бы позировала художнику41. Обнаруженные со временем весьма интимные рисунки Санлукарского и Мадридского альбомов (в первом—так называемая «Сусанна и старцы», «Две обнаженные женщины на ложе» и дошедшая в копии «Стоящая обнаженная», а во втором—«Обнаженная перед зеркалом»42) как будто подтверждали это, хотя лишь отчасти и косвенным образом. Тем не менее в 1928 году Эскера дель Байо уже без обиняков утверждал, что «махи» создавались Гойей тогда же,

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея