ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

19

когда и эти рисунки, то есть на рубеже 1796—1797 годов; что дело происходило в имении Альбы—Санлукар де Баррамеда и что сама Каэтана послужила для них моделью. «Обнаженная» была главной частью этой двойной картины, а «Одетая» — лишь поспешно выполненным затем «прикрытием» для нее: ведь в Испании, где инквизиция строжайше запрещала живописать женскую наготу, даже Альба не могла бы открыто держать такое изображение43. Действительно, в свое время картины эти были соединены специальным шарниром, так что видеть их вместе и рядом (как ныне в Прадо) не представлялось возможным, и чтобы обнаружить «Обнаженную», нужно было перевернуть «Одетую», как переворачивают прочитанную страницу или откидывают крышку потайного ящика44. До 1802 года двойная картина будто бы хранилась в собрании Альбы, а когда 23 июля она умерла и прямая линия рода Альба пресеклась (титул герцога Альба был передан брату покойного мужа Каэтаны—двенадцатому маркизу Вильяфранка), в числе прочего выморочного имущества стала собственностью испанской короны и вскоре попала в руки Годоя вместе со знаменитой «Мадонной Аль- ба» Рафаэля, «Воспитанием Амура» Корреджо и «Венерой перед зеркалом» Веласкеса—  единственного испанца, который до Гойи осмелился нарушить запрет инквизиции и написать обнаженную женщину.
Версию ЭскеРРа дель Байо популяризировал Лион Фейхтвангер в романе «Гойя, или Тяжкий путь познания»45, а после она многократно обыгрывалась в других литературных произведениях, а также в художественных кинофильмах.
Впрочем, серьезные биографы испанского мастера уже давно обращали внимание на три обстоятельства, противоречащие этой версии. Во-первых, запечатленная в двойной картине женщина совсем не похожа на ту Альбу, которая отлично известна по двум гойевским портретам 1795 и 1797 годов (последний был и в самом деле написан в Санлукаре в то время, когда, по мнению 0скеРРа дель Байо, Альба позировала для «Обнаженной махи»), рисункам Санлукарского альбома («Альба с негритяночкой»), офортам «Сон лжи и непостоянства» и «Volaverunt». Во вторых, «Обнаженная» гораздо моложе Альбы, которой в 1797 году исполнилось 35 лет. В-третьих, не существует никаких документов, которые подтверждали бы, что у двойной картины был еще какой-либо хозяин помимо «князя мира».
Первое упоминание о «махах» содержалось в инвентаре собрания Годоя, помеченном 1 января 1803 года. Там под номером 122 значились «две картины..., изображавшие одна Венеру на ложе, другая—одетую маху, автор Франсиско Гойя»46. Вторично они фигурируют в инвентаре того же собрания, составленном Федерико Килье и датированном 1 января 1808 года, где говорится о двух «цыганках» —обнаженной и одетой (gitana desnuda, gitana vestida)47.
«Князь мира» без всякого стеснения показывал многим свою «Венеру» или своих «цыганок»—после короля и королевы он был единственным испанцем, который мог не заботиться о том, что подумает о нем инквизиция. Об этом, в частности, упомянул в 1811 году один из первых испанских комментаторов искусства Гойи, причем речь шла о двух «восхитительных Венерах»48. Наконец, вскоре после смерти Гойи, его сын в написанной по просьбе В. Кардереры краткой биографии художника также сообщал о «Венерах, которыми владел Князь мира»49. Иных владельцев Франсиско Хавиер не знал. Да, очевидно, их и не было.
Все это, вместе взятое, заставляет решительно отбросить версию Виардо, ЭскеР~ ра дель Байо и Фейхтвангера и считать именно Годоя заказчиком «мах»50.
Впрочем, мах ли? Ведь это слово почти не встречается в документальных свидетельствах гойевского времени, появляясь гораздо позже—в бумагах В. Кардереры51 и в описях Академии Сан Фернандо, куда двойная картина попала в 1815 году, после того, как конфискованное семь лет назад собрание Годоя было наконец разобрано. Кстати сказать, тогда же на этих «Цыганок» обратила неблагосклонное внимание инквизиция, признала их «возмутительными» и «непристойными», а Гойе был послан формальный вызов в Мадридский трибунал, «дабы он опознал их и объявил являются ли они «го созданием, и если да, то по какому поводу он писал их, для кого и с какой целью»52. К сожалению, протокол допроса не сохранился, и мы не знаем, что отвечал художник. Заметим только, что и в тексте этого вызова речь шла не о «махах», а просто о женщинах (mujeres).
Возвращаясь к вопросу о подлинном названии двойной картины, следует, видимо, ориентироваться на те, которыми пользовались современники художника—«Венера»,
 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея