ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

страница 9

вают на шею железные ошейники, как той женщине, которую обвиняют в либеральных умонастроениях (С-98)33, или еще одному названному здесь по имени мученику инквизиции — саламанкскому профессору теологии Доменико Сапате, который выступал против фанатизма, подвергая сомнению многие религиозные чудеса и был за это сожжен в Вальядолиде в 1631 году34. «Сапата. Слава твоя будет вечной» — подписал Гойя этот 109-й рисунок альбома. Их забивают в колодки (С-99); их приковывают к стенам самыми мучительными способами, обрекая полной неподвижности («За то, что он открыл движение земли», С-94), или так, чтобы узник не мог ни сесть, ни лечь («Кто бы мог о таком помыслить!» С-105). Их пытают на дыбе («Ты подчинился?», С-97), оставляют висеть вниз головой («Невозможно смотреть», С-101) или с помощью растяжек и вращающихся в противоположные стороны воротов мучают, медленно выламывая суставы («Какая жестокость!», С-108). А тем временем их жены и дети тщетно рыдают у запертых дверей, украшенных эмблемой Св. Службы — перекрещенными мечом и лавровой ветвью («Многие вдовы плакали так же, как ты»,С-104).

Но всему приходит конец. Еще незыблемы стены тюрем, но со 107-го листа комментарии Гойи начинают звучать по-новому: «Будущее заговорит» (С-107), «Не падай духом» (С-111), «Пробудись же, неизвестный!» (С-112), «Твои муки подходят к концу» (С-113), «Скоро ты будешь свободна» (С-114).

И вот финал антиинквизиционного цикла —лист С-115. В лучах наискось льющегося света молодой мужчина в плаще с пелериной и в круглой шляпе a la jacobin коленопреклоненно славит «Божественную Свободу» («Divina Libertad»)35. Он воздел руки к небу, навстречу свету. На земле рядом с ним перья и исписанный лист бумаги. Что это? Радость тех, кто так много писал в Испании против инквизиции? Или намек на тот декрет об упразднении Св. Службы, который подписали кадисские депутаты 5 февраля 1813 года и который весной того же года торжественно оглашался во всех городах освобождаемой Испании? Скорее, последнее. Гойя почтил в альбоме «С» «Божественное Равенство» и конституцию 1812 года и точно так же должен был почтить антиинквизиционный закон 1813 года.

В альбоме «С» есть и еще одна группа листов, позволяющих уверенно связывать его основную часть с событиями 1812 — 1813 годов.

На рисунке С-68 жирный прелат высшего ранга парит в воздухе, держа в руках и как бы гипнотизируя прозрачную сферу — символ власти над миром. Над головой его возникают странные, как бы арабские письмена. «Вот кто понимает толк в магии» —комментирует Гойя это изображение князя церкви, заклинающего непокорный мир. А из-под широкой мантии виднеются сапоги со шпорами. П. Гассье датирует лист около 1808—1814 годов, указывая, что подобного рода сатира могла появиться в Испании лишь в те либеральные времена, и вслед за Санчесом Кантоном и Лопес-Реем толкуя ее как инвективу против папы Пия VII, который связал, хотя и не по своей воле, судьбу папской власти с Наполеоном и проявлял поистине «магическую» изворотливость, чтобы как-то поддерживать в католическом мире свой пошатнувшийся авторитет36. Однако более убедительным было бы другое толкование. Перед нами, несомненно, представитель Воинствующей церкви (отсюда шпоры на ногах прелата), чьим главным воплощением изначально была инквизиция, или же кто-то из главных ее нынешних защитников. Таковым в Испании был уже упомянутый нунций-архиепископ Гравина, организовавший в первой половине 1813 года подлинную обструкцию закона об упразднении Св. Службы. Это емУ теперь нужны все средства для сохранения ее всевластия, включая даже черную магию. Но тщетно. Витающая в пространстве фигура скорее нелепа, чем зловеща. Глядя на нее, невольно вспоминаешь гоголевского черта, укравшего луну в ночь под рождество, но все равно не сумевшего ее удержать. Тщету всех этих колдовских курбетов церкви подчеркивают и два следующих рисунка, 69 и 70. Вот голая ведьма, летящая в воздухе, одновременно питаясь мерзостными змеями, ползучими гадами («Об этом скажут ведьмы»). А вот две другие, попавшие в капкан и пытающиеся вырваться на свободу. Ничего не выйдет. «0ти ничего уже не говорят», — заключает художник.

Итак, все свидетельствует о том, что альбом «С», начатый еще до 1808 года, был в основном заполнен на рубеже 1812—1813 годов и при этом весьма поспешно. О последнем обстоятельстве свидетельствует и крайняя неровность выполнения этих рисунков, особенно заметная при сравнении с альбомом «Е», который весь примерно
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея