ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

страница 10

одного качества. Здесь же наряду с превосходнейшими, точно продуманными и артистичными в своей выразительности листами (вроде № 18, 105, 109, 115, 117, 118, 121 —123, 128, 131) встречаются рисунки, выполненные то с каким-то неприятным, почти мелочным кокетством (такие встречаются преимущественно до 1808 г. — см., например, № 35, 36), то, напротив — с почти бесконтрольной небрежностью (№ 63, 69, 74, 77, 79, 80, 83, 84 и др.). Впрочем, в последнем случае следует говорить, скорее, о стремлении Гойи максимально сократить дистанцию, отделяющую мысленный образ от запечатленного образа, о поисках методов своеобразного «стенографирования» потрясающих художника эмоций, той свободно выплескивающейся экспрессии, которая разом «смывает» любые частности и являет образ с еще невиданной, почти первозданной, подчас едва ли не варварской энергией.

Именно во времена работы над альбомом «С» испанский мастер до конца преодолевает все то, что еще связывало его рисунки с традициями графики XVIII века — со всеми ее декоративными «финессами». Отчасти, хотя и не повсюду, преодолеваются и черты классически скульптурного понимания формы. В лучших рисунках альбома «С» царит стихия живописного — изменчивая, напряженно-контрастная.

Как отмечает советский исследователь рисунков Гойи М. Флекель, художник «стремился не к моделировке формы и не к декоративным... эффектам, а к чисто зрительной передаче того плоскостного изображения, которое возникает при беглом взгляде на предмет, — задача, которую впоследствии ставили себе импрессионисты. Линейный контур во многих рисунках Гойи почти исчезает, роль линий сводится к широкому охвату живописных масс, и сама неопределенность форм, намеченных только пятнами и контрастами тонов, придает зрительной картине мира захватывающую убедительность. . . Почерк Гойи, будь то перо, кисть или карандаш, всегда экспрессивен. Движения руки быстры и уверенны, он не ищет, а сразу находит, в вибрации акцентов и нажимов непроизвольно выражается вызванное работой эмоциональное возбуждение. .. Сконцентрировавшись на самом необходимом, не отвлекаясь на мелочную передачу деталей, он мыслит крупными формами PI ритмами, целостными живописными образами. Поэтому и зритель моментально охватывает его композиции, «прочитывает» их первым же взглядом...».

В этой характеристике сомнительным представляется только сравнение с импрессионизмом, отчасти уместное для рисунков 90-годов XVIII века, но совсем неуместное для рисунков альбома «С» и всех дальнейших. В то время как импрессионисты «рассеивали эмоции», Гойя в духе романтизма и в предвосхищении будущего экспрессионизма Руо предельно концентрирует их. Метод Гойи уже в эпоху Пиренейской войны вернее всего было бы вслед за Лафуэнте Феррари определить как «динамическую конденсацию реальных впечатлений» 38.

Применяя толстую кисть, художник то прочерчивает ее острием прерывистые линии, акцентирующие подвижные участки формы, то, повернув кисть боком, резко сгущает тени. Иногда он почти целиком заливает сепией или тушью силуэты фигур, иногда погружает во тьму окружающую среду, заставляя светлеющие фигуры как бы прокладывать путь сквозь зыблющийся сумрак. Во всех случаях создаются не чисто живописные «импрессионистические» эффекты, но передается напряженное борение пластики и живописи, утяжеленных и облегченных, светлеющих и темнеющих, проступающих из хаоса и поглощаемых им форм. Понятна поэтому возможность непротиворечивого существования в такой системе даже столь классически-статуарных образов, как тот, который царит в рисунке «Свет из тьмы». Наконец, в иных случаях стремительная конденсация мысленного образа в изобразительно воплощенный принимает форму динамичной арабески и даже заставляет вспоминать об иероглифическом лаконизме древнекитайской живописи. Пример — великолепный рисунок «Кто бы мог о таком помыслит!» (С-105).

Следует отметить еще и следующее. Хотя рисунки альбома «С» выполнены на значительно меньших листах, нежели рисунки альбома «Е» (те достигают 270x190 мм, эти в лучшем случае — 206x146 мм), тем не менее они производят впечатление гораздо большей масштабности. В них как будто бродят силы, требующие выхода за пределы рисунка и обращения в гравюру и даже живопись. В то же время их жизненная сила все более определяется сложными взаимодействиями фигур и пространства—неравномерно заполненного или равномерно пустого, но приобретающего характер единой подвижной живописной среды, воспринимаемой как общедраматическая стихия жизни.
 
Благодарим:
Карнизы для штор и молдинги потолочные.
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея