ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

26

Возбуждение активности зрителя-современника было целью Гойи еще со времен «Капричос»* однако там ему внушалась преимущественно ненависть к заведомой порочности старого мира. Теперь наряду с этим ему внушает'ся любовь к четко обрисовавшимся и не менее реальным новым возможностям человеческого бытия. И ему здесь предоставлялось право выбора, на него возлагалась даже ответственность за то, что же в конце концов восторжествует.

В этом смысле к ((двуслойной картине» Гойи вполне применима та характеристика целей романтического искусства, какую выводит Н. Я. Берковский, анализируя романтизм Гофмана. Это тоже постоянство выбора, поскольку «предлагается для того же явления, для тех же фактов не одно толкование, а несколько равноправных, в том же наблюдаемом человеке, при тех же внешних показаниях и признаках угадывается и один характер и другой — прямо противоположный... Образ, в каком предстает человек, не есть непреложность и догмат. За каждым человеческим лицом волнуются миры возможностей» .
Как романтик Гойя смотрит на мир под углом творчества, чья цель — преодоление кажущейся необходимости и прорыв сквозь нее к свободной жизни. Этому он учит своего зрителя, в этом плане доверяет ему конечную судьбу своих героев.

И, наконец, последнее. Мы уже говорили, что «Обнаженная цыганка-Венера» обладает не только всей искренностью и прелестью юного существа, не затронутого пошлостью практической жизни, но еще и самостоятельным к ней отношением, внутренней силой и цельностью, своеволием и неподатливостью к внешним воздействиям. При всей видимой хрупкости она скроена из крепкого материала. При всей радостной дерзости — она умна и серьезна. Эт0 юность иная, чем в Сан Антонио, — далеко не столь беззаботная и уж совсем иная, чем в «Капричос». Она не допустит, чтобы с ней обошлись как с игрушкой, она способна постоять за себя и никому не уступит своей свободы. Эт0 не только взятый во всей своей отточенности испанский национальный характер. Это сильный росток новой жизни, появления которого, казалось, ожидала опустевшая «сцена» гойевских офортов 1802 года. Ему предстояло большое будущее в искусстве испанского мастера середины первого десятилетия XIX века.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея