ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

КАНУНЫ И НАЧАЛА. 1803—1808

Целительное спеет пониманье, Мы постигаем меру, день и час, — В мирских тревогах, жертвуя собою, Мы опыт мудрый добываем с бою!
Эспронседа

Чтобы понять, какие импульсы питали искусство Гойи в период с 1803 и примерно до марта — апреля 1808 года, нужно ясно представлять себе окружающую художника испанскую действительность в контексте заново взбудораженной начинающимися наполеоновскими войнами европейской ситуации. Нужно также осознать те последствия, которые имел для испанского общества длительный союз с новой Францией, парадокс участия феодальной Испании в борьбе против антифранцузских монархических коалиций, противоречия, раздиравшие ее и все сильнее расшатывавшие традиционный порядок, чтобы в конце концов привести его к крушению.

В мае 1803 года двусмысленное затишье Амьенского мира кончилось. Франция и Англия вновь, как и во времена Конвента, готовились к смертельной схватке, причем становилось все яснее, что вскоре в нее будут опять вовлечены другие страны континента, а грядущая война снова будет войной социальных систем, старого порядка и нового общества, пусть не столь революционного, как десятью годами раньше, но все равно гораздо более прогрессивного, нежели противостоявшие ему силы.

Наполеон, по словам Маркса, «создал внутри Франции условия, при которых только и стало возможным развитие свободной конкуренции, эксплуатации парцеллированной земельной собственности, применение освобожденных от оков промышленных производительных сил нации, а за пределами Франции он всюду разрушал феодальные формы (курсив мой. — В. Я.) в той мере, в какой это было необходимо, чтобы создать для буржуазного общества во Франции соответственное, отвечающее потребностям времени окружение на европейском континенте»1. Эта"т0 эпоха повсеместного подрыва старого порядка вне Франции, которая должна была «силой оружия сломить казавшиеся неприступными бастионы феодально-абсолютистского строя в Европе» ради распространения буржуазных отношений2, и наступила теперь. Она по-своему продолжала дело революции, зашедшее было в тупик во времена Директории. Причем, начиная ее, Наполеон дал ясно почувствовать свою беспощадность к тем, кто рискнул бы стать у него на пути, когда в ответ на английские интриги и роялистские заговоры приказал захватить, судить и расстрелять герцога Энгиенского — принца дома Бурбонов. «Он действует, как Конвент!» — восхищенно воскликнул тогда один из прежних участников революции3. А во всех великосветских салонах монархической Европы раздались   те испуганно-негодующие речи против «гидры революции», став-

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея