ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

1

О эти краткие дни! Яркой молнией прорежут они
темноту, блеснут, исчезнут и еще более сгустят
ужас и мрак.

Уго Фосколо

Камон Аснар утверждал, что, начав работать над «Десастрес», Гойя вообще оставил живопись, во всяком случае в 1811 году1. Это» конечно, преувеличение. Однако несомненно, что в 1811 —1812 годах его активность как живописца была невелика. Даже ко второй половине 1812 и началу 1813 года помимо уже упоминавшегося «Конного портрета Веллингтона» и только что проанализированных антиклерикальных картин можно с достаточной уверенностью отнести еще только две — «Изготовление пороха» и "Отливку пуль в Сьерра де Тардиента» (Мадрид, Королевский дворец).

Лишь во второй половине 1813 года, уже завершив «пра-Десастрес» и только еще обдумывая, чем еще их дополнять, художник сосредоточивается на живописи, которая теперь принимает на себя решение важнейших тем его искусства. Жизнь снова расцветилась; в ней Гойя вновь ощутил брожение могучих соков и сил, тот особый размашистый ритм, для выражения которых рамки офорта и рисунка были слишком тесными, а «черная манера» антиклерикальных картин — совершенно неподходящей.

В это время к перечисленным выше картинам присоединяются две корриды — «Деревенская коррида» из Академии Сан Фернандо и превосходная «Коррида на двойной арене» из музея Метрополитен в Нью-Йорке. К ним присоединяются также «Похороны сардинки» (Мадрид, Академия Сан Фернандо) 3 и «Кузница» (Нью-Йорк, музей Фрика); а в марте — апреле 1814 года пишутся знаменитые полотна, посвященные народному мятежу в Мадриде 2 мая 1808 года и его трагическому финалу.

Обращает на себя внимание и тот факт, что после заказного портрета Веллингтона (1812) и вплоть до такого же заказного портрета Палафокса (1814, Мадрид, Прадо) Гойя совершенно пренебрегал портретной живописью, хотя, надо думать, в окончательно освобожденном 27 мая 1813 года Мадриде, куда через восемь месяцев явились члены Регентского совета королевства и депутаты кортесов, у него не было недостатка в заказчиках. Портрет на время выпадает из сферы гойевских интересов, целиком обратившихся к иным жанрам — к сценам народных празднеств и трудов, по-видимому, воскрешавшим традицию «эпохи гобеленов» и трактующим сходные мотивы, а также—к историческим картинам, чье появление непосредственно подготовили офорты «пра-Десастрес». Народный типаж, безымянный, как правило, народный герой царит в живописи Гойи, выступая в мирном и немирном своем обличье, в будничном течении и в экстраординарных кульминациях своего бытия, в безудержности своего ликования и в беспредельности своего отчаяния и своей ярости. Причем все эти аспекты народной жизни—как «исторически значимые», так и, по видимости, лишенные такого значения — оказываются максимально сближенными. Маленькую картину «Похороны сардинки» и огромное «Восстание на Пуэрта дель Соль» пронизывает одна и та же энергия народной стихии, которая с одинаковым неистовством отдается и карнавалуи мятежу бешено праздничная и в ликовании и в гневе. А «Кузница»— монументализированное полотно с фигурами в натуру — даже формально сомасштабна историческим картинам.

Собственно жанровое разделение бытовой и исторической живописи утрачивает здесь силу и становится фиктивным в такой же мере, в какой это уже было в творчестве «живописцев реального мира» XVII века (особенно Рембрандта и Веласкеса) и в какой это еще будет после Гойи у Жерико—творца «Римских мясников» и «Бега свободных лошадей» (обе —1817), «Плота «Медузы» (1818—1819) и «Большой английской сюиты» (1821). Речь идет о чем-то более важном и глубоком, нежели быт и история данного народа,— о некой жизненной силе, пульсирующей в нем и проявляющейся во всем, что бы он ни делал, короче говоря, о той вольной всеобъемлющей энергии самых глубин бытия, которую обожествляют романтики.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея