ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

11

Итак, мы закончили анализ искусства зрелого Гойи и имели возможность на множестве примеров убедиться, как рано совершился в нем переход от Просвещения к романтизму, насколько органично включилось оно в процесс становления художественной культуры романтической эпохи и сколь последовательно переживало один за другим ее основные этапы—сначала период первоначального энтузиазма, затем период меланхолии, сомнений, разочарований и, наконец, период выработки нового героико-драматического и тра-ги-героического мировосприятия. Заметим, что на этом развитие Гойи-романтика отнюдь не кончается и что после 1814 года он идет еще дальше и еще глубже постигает сущность и смысл трагедийно и неоднозначно меняющегося мира. Можно даже сказать, что в сфере изобразительных искусств именно испанский мастер раньше и полнее, чем кто-либо из его современников, открыл закономерности этого мира и вывел отсюда новую эстетику и новую поэтику.

В сфере портрета Гойя успел развернуть весь спектр романтических идеалов и романтических характеров еще в середине первого десятилетия XIX века, тогда как Кипренский сделает это на рубеже первого и второго, а Жерико — лишь в начале второго десятилетия. Тот же Гойя произвел между 1810 и 1814 годами поистине революционное преобразование исторического жанра, тогда как Жерико сделает первую попытку в этом направлении в 1815 году, в оставшемся, впрочем, без последствий эскизе «Отступление из России», а Делакруа—лишь в 1824 году в своей «Хиосской резне». Он же создал в 1812—1813 годах первые образцы того в народно-героическом духе трактованного бытового жанра, к которому Жерико придет лишь в начале 20-х годов (в литографиях «Большой английской сюиты») и который расцветет у Домье на рубеже 40—50-х годов. И уже никто из действовавших в изобразительном искусстве романтиков не сможет достичь столь широкого охвата действительности и столь универсального, а в то же время конкретного суждения о ней, какими были отмечены и гойевские «Капричос» и по-новому его «пра-Десастрес» (а после—основные произведения следующего периода: серия офортов «Диспаратес», росписи Дома глухого, окончательный вариант «Бедствий войны»).

Гойя одновременно с Гёте и еще до Байрона реализовал то требование объединить усилия «поэзии и философии», которое сформулировал Фридрих Шлегель в 1797 году (год начала работы над «Капричос»!).
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея