ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

12

Как никто другой среди живописцев и графиков первой четверти XIX века, Гойя умел проникать к народным истокам истории и культуры. С его точки зрения, именно там—в темных глубинах «интраистории» ковались судьбы государств и наций, в таинственных пластах сознания коренились все страхи и надежды современности. Можно смело утверждать, что в пределах романтической эпохи именно искусство Гойи представляет наиболее народный вариант романтизма, который при всех своих философских взлетах никогда не отрывался от народной почвы и всякую мечту проверял суровой реальностью действительной жизни. Эта народность более глубокая, быть может, чем байроновская, родственная народности Гёте, Пушкина, Мицкевича, Гоголя...

И наконец, последнее. В романтическом искусстве Гойя, несомненно, самый контрастно-напряженный художник, в чьем творчестве достигают невиданной остроты столкновения мечты и действительности, света и тьмы, восторга и ужаса, любви и ненависти. Он—художник, с поистине дантовским мужеством отваживавшийся погружаться в самые чудовищные, воистину «адские» глубины исторического сознания и исторического действия, не теряя при этом веры ни в человека, ни в историю. Испанский мастер, если угодно, — «болевой центр» романтизма и в то awe самое время — трудно выдерживаемая мера его положительных идеалов.

Естественно возникает вопрос, почему на далекой окраине Европы, в стране, которая в конце XVIII и в начале XIX века была скорее жертвой истории, чем ее активной преобразовательницей, возникла столь исполинская и столь многообещающая фигура. Однако вспомним, как решительно и страшно оказалась вовлечена Испания в круговорот эпохи Французской революции и наполеоновских войн, как пробудились тогда до поры дремавшие силы ее народа, как невиданно туго завязался именно здесь узел основных противоречий старого и нового мира—самой бесстыдной реакции и самых упорных, даже вопреки их видимой безнадежности, порывов к свободе. Вспомним и о том, что испанский гений всегда пробуждался и достигал своих наивысших результатов не в спокойные времена национального процветания, а на кризисных поворотах, когда на фоне общеевропейских прогрессивных преобразований решался вопрос будущего страны — гамлетовское «быть или не быть». Так было во времена Веласкеса, когда габсбургская Испания переживала похмелье своих вселенских претензий и взамен хотя бы в искусстве обретала высокую мудрость объективного взгляда на мир. Так случилось во времена Гойи. Так будет потом во времена Пикассо.
 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея