ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

19

отдан всепоглощающему стремлению к максимальности познания сегодняшнего огром­ного мира с тем, чтобы, постигая* его законы, проникнуть за завесу времени.

Весьма любопытно было бы в этом отношении сравнить гойевский портрет с близ-
                            ким по мотиву и по времени исполнения энгровским «Портретом Филибера Ривьера»

 

                                           (1805, Лувр). Молодой француз тоже отстранился от рабочего стола с позолоченными

корешками книг, папкой рисунков и гравюрой с «Madonna della Sedia» Рафаэля и сделал это тоже ради чего-то или кого-то перед картиной находящегося. Но нет даже и намека на то, что он мог бы покинуть свой мир ради чего-то неведомого, «химерического», а его интерес к предлежащей этому миру реальности исчерпывается светски снисхо­дительной вежливостью. Эта удовлетворенность настоящим, достигнутым, эта органи­ческая спаянность с ним, этот рассудочный и отшлифованный до холодного блеска французский индивидуализм заранее исключают какие-либо самозабвение и откры­тость миру, какой-лиоо предварительно не проанализированный душевный порыв. И хотя энгровский портрет в художественных своих достоинствах гораздо совершеннее гойевского, последний зато куда более располагает к себе чисто человеческими каче­ствами. ЭНГР с поразительной точностью вывел формулу тех характеров, которые в конце концов возобладали в наполеоновской Франции, уже пережившей и уже изжи­вавшей эпоху благородного безрассудства, характеров уже «обкатанных» многочис­ленными поворотами исторического процесса, уже замкнувшихся и утративших жажду невозможного. Гойя же продолжал верить, *£го у его испанцев все впереди. Для эн-гровских персонажей в жизни нет уже как будто ничего неизведанного, подчас они даже слишком обременены отрезвляющим и рождающим скептицизм историческим знанием. Напротив, для гойевских героев чрезвычайно важно стать чем-то вроде губки, этим знанием наполняющейся. Пристальность, впитывающая сила и самозаб-венность взора Переса де Кастро говорит именно об этом, а его размышление окра­шивается постоянным действием мечты. И не к тому ли будет много лет спустя звать Эспронседа героя своей поэмы «Мир-дьявол»:

«Все, что мир тебе дает, Все, что в сердце не увянет, Все твоим навеки станет, Все и вся в тебя войдет От пучин и до высот».

И далее:       «Смелей дорогой собственной иди! Все впитывай душой неутомимой: Уже в твоей трепещущей груди Колышется восторг неизъяснимый! В иллюзии усладу находи, В безмерности мечты неуловимой!»

Но в своей открытости миру герой Гойи лишается как раз тех защитных реакций, которые так развиты у героев ЭнгРа* А. кроме того, он пока еще не успел или не имел случая задуматься о том, что такая открытость души и такая роль «совопрос-ника мира сего» могут дорого ему обойтись, вызвать опасное внутреннее переполне­ние, непосильную перенапряженность переживания окружающего и близящегося. Это потому, что если историческая судьба соотечественников ЭнгРа уже свершилась, то с гойевскими испанцами дело обстояло.иначе. Они еще искали себя в мире гроз и бурь, и вместе с ними продолжал свои разыскания шестидесятилетний Гойя.

Мы отмечали, что в портретах Антонио де Порсель, Бартоломе Суреда и Переса де Кастро личность как бы находится «на грани» и «на выходе» из «своего» мира в мир других людей и возможностей, из уходящего в прошлое настоящего в надвигающееся будущее, из сферы частных интересов в сферу интересов общих, исторических. Мера внутренней активности человека возрастает, искание цели сменяется стремлением к цели, а самозабвенное познание может вскоре смениться самоотверженным действием. Однако подобная направленность личности, влекущая ее на «передний край» жизни, чре­вата для нее и душевным перенапряжением и тем, что на нее же жизнь эта обрушит свой первый удар.

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея