ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Поиск

23

Разочарованные, почувствовавшие себя вновь стесненными и даже вообще лишними молодые люди придут позже—вместе с байроновским Чайльд Гарольдом. Но и тогда романтики не расстанутся с молодыми героями, хотя главные свои страсти отдадут уже не им, а коллективной энергии исторически молодых наций и обновляющих себя в трагедийном огне гражданских смут, революций и войн народов. Так или иначе, молодость как необходимейший, едва ли не самый «реактивный» фермент истории человечества, как вечный антагонист всего устоявшегося, косного, реакционного, всего того, что уже «возвеличило миг отдельный» и потому обречено смерти и дьяволу,—эта молодость сохранит основополагающие позиции в системе идеалов романтической эпохи от ее начала, когда иенские романтики вдохновлялись «духом юности» и утверждали его как историческую категорию58, до ее окончания. Недаром Тео-филь Готье, уже на закате своих дней и уже за пределами романтических времен, вспоминал о них как о временах торжествующей молодости: «В романтической армии так же, как в итальянской армии (Бонапарта), все были молоды, и потому могли с успехом выступать против всех «мумий» и «пудреных париков».

Достойное место в этой «романтической армии» заняли и молодые герои гойев-ских портретов 1803—1808 годов.

«EL TIEMPO»

Бык томится разъяренный, Где-то ворожит старуха, Обернулась ночь вороной, Каркает во мраке глухо; Но плоды гаданья жалки: Кошка «фырк!» в лицо гадалке. ..
Эспронседа

В ночь с 17 на 18 марта 1808 года в Аранхуэсе раздался первый толчок великого испанского землетрясения: мятежные толпы, подстрекаемые агентами принца Асту-рийского, и присоединившиеся к ним гвардейцы разгромили дворец Годоя, который едва спасся от самосуда, но не избег ареста, а после осадили королевскую резиденцию. Перепуганный Карл, вспомнив о судьбе своего кузена Людовика XVI, отрекся 19 марта от престола и уступил его жадно домогавшемуся власти наследнику. Избитый, окровавленный, закованный в кандалы Годой был через несколько дней по требованию Мюрата отдан под французскую опеку, а затем тайно переправлен за Пиренеи. Карл взывал к помощи французов и, обнадеженный все тем же герцогом Берг-ским, осмелился опротестовать свое отречение. Однако ему и королеве пришлось удалиться в ЭСК0Риал> гДе бывшие властители Испании еще около месяца томились неведением дальнейшей своей судьбы, весьма тревожились относительно участи «любезного Мануэлито» и сетовали, что их «плохо кормят»60. Тем временем принц Асту-рийский, превратившийся в короля Фердинанда VII, 24 марта торжественно вступил в Мадрид, приветствуемый буквально сошедшими с ума от радости толпами народа; и за этим идолопоклонством с удивлением наблюдали французские солдаты, занявшие накануне столицу королевства.

В эти последние дни марта 1808 года Гойя, находясь под свежим впечатлением совершившегося переворота, написал прелюбопытнейшую картину-памфлет—аллерию «Время» («El Tiempo»; Лилль, Музей). Писал он ее с чрезвычайной поспеш-ностью, нимало не заботясь о живописном совершенстве. Она и не принадлежит к шедеврам художника, представляя интерес, во-первых, как непосредственная его реакция на злободневную испанскую политику и, во-вторых, как важное звено той тенденции на пути создания новой философско-политической живописи, которая принесла выдающиеся результаты гораздо позже—в росписях Quinta des Sordo (1820— 1823).

Мы помним, как весной 1798 года Гойя собирался завершить первую редакцию «Капричос» образом ликующего Времени, которое возносит к свету Истину или Испанию, как потом он отказался от этой мысли, чтобы в 1800 году в написанной по заказу Годоя аллегории запечатлеть нечто совсем иное—грубое предательство Времени (в эскизе), его слепоту и бессилие помочь новой жизни (в самой картине). Ныне—на повороте испанской истории—Время вновь стало героем испанского маете-

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея