ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

страница 15

   Она немедленно приступила к радостным приготовлениям. Прежде всего надо

послать в Малагу нарочного, чтобы притащить в Мадрид  старого  дурака,  ее

супруга-графа,  его  присутствие  необходимо.  Он,  конечно,  заартачится,

придется отвалить ему несколько тысяч реалов, но на это не жалко.  Хорошо,

что вовремя поспело из Парижа от мадемуазель Одетт новое зеленое  вечернее

платье, заказанное для нее Лусией. Она расширит его в талии, теперь, когда

она беременна, это  как  раз  то,  что  нужно.  Пепа  долго  совещалась  о

требуемых-переделках с мамзель Лизетт, мастерская  которой  находилась  на

Пуэрта  Серрада.  Затем  прилежно  взялась  за  изучение  "Руководства  по

церемониалу". В книге было восемьдесят три страницы  большого  формата;  в

продаже ее не  было,  гофмаршальское  ведомство  предоставляло  ее  лицам,

принятым при дворе.

   В день приема Пепа вместе со своим дряхлым графом подкатила с помпой  к

главному порталу замка. На этот раз она входила в Эскуриал не через черный

ход, а по  приглашению  хозяина  дома.  Она  шла  по  залам  и  коридорам,

возведенным над гробницами усопших монархов, мимо бравшей на караул стражи

и  импозантных,  склонявшихся  перед  ней  лакеев,  ибо  в  восемь   самых

торжественных  праздников  бывала  в  сборе  вся  свита,  и  валлонская  и

швейцарская гвардия, и  весь  дворцовый  штат,  большой  и  малый  -  1874

человека.

   Пепу встретила камарера майор - маркиза де Монте Алегре, на обязанности

которой лежало подготовлять дам, которые ожидали представления  ко  двору.

Сегодня представлялось девятнадцать дам, большинство  совсем  молоденькие.

Все казались взволнованными предстоящим, одна была совершенно  спокойна  -

графиня Кастильофьель;  когда  она  готовилась  к  сцене,  ей  приходилось

справляться с гораздо более трудными ролями.

   Когда камарера майор со всей паствой появилась в тронном зале, там  уже

собрались гранды, прелаты и послы. А весь сброд - мелкопоместные дворяне и

крупные чиновники - расположился вдоль боковых стен огромного  зала  и  на

галереях. Выход  Пепы  произвел  впечатление.  Она  без  всякого  смущения

оглядывалась вокруг, ища знакомых.  Многие  ей  церемонно  кланялись,  она

отвечала спокойно и весело,  любезным  кивком.  На  галерее  Пепа  увидела

Франсиско и радостно кивнула ему.

   В аванзале заиграли трубы, раздались слова команды, зазвенели  алебарды

часовых. Затем церемониймейстер три раза ударил жезлом и  возгласил:  "Los

Reues Catolicos". И вот между  рядами  низко  склонившихся  придворных  их

католические величества проследовали в зал, а за ними - члены  королевской

фамилии, в том числе и инфант Мануэль со  своей  инфантой.  Их  величества

воссели на троне. Оберцеремониймейстер  доложил,  что  гранды  королевства

собрались в сей торжественный день, чтобы  передать  католическому  королю

пожелания дворянства. "Да продлит дева Мария дни католическому  королю  на

благо Испании и всему миру!" - возгласил он. Присутствующие подхватили его

слова, в замке заиграли трубы, в большой церкви ударили в колокола.

   Под торжественные звуки, приглушенно долетавшие до огромного роскошного

и мрачного зала, двенадцать грандов первого ранга с супругами приблизились

к их величествам для besamano - поцелуя руки. Затем началось представление

ко  двору  девятнадцати  дам;  они  выстроились  согласно  рангу,  графиня

Кастильофьель шла седьмой. Когда маркиз де Ариса возгласил фамилию Пепы, а

маркиз де Вега Инклан повторил,  то  по  залу,  несмотря  на  сдержанность

присутствующих, пробежал трепет любопытства. Первый камергер подвел Пепу к

королю; Карлос, когда она целовала  ему  руку,  не  мог  подавить  легкую,

отечески лукавую улыбку.

   Но вот графиня Кастильофьель предстала перед Марией-Луизой. Этой минуты

ждали все. Тут был дон Мануэль  Годой,  инфант,  Князь  мира,  человек,  о

влиянии которого на королеву и на судьбы Испании с надеждой  или  тревогой

говорили во всех европейских канцеляриях, человек, о любовных  похождениях

которого с отвращением или лукавым подмигиванием злословил  весь  свет.  И

тут были обе его любовницы, лицом к лицу: государыня, которая  была  не  в

силах отказаться от него, и женщина из народа, от которой был не  в  силах

отказаться он, а законная супруга дона Мануэля смотрела на них, и законный

супруг доньи Марии-Луизы смотрел на  них,  и  законный  супруг  Пепы  Тудо

смотрел на них.

   Мария-Луиза сидела, словно  идол,  облаченная  в  королевскую  робу  из

тяжелой камки, усыпанная драгоценностями, с диадемой на голове. Пепа  Тудо

стояла перед ней обаятельная, несмотря на свою полноту, в расцвете  сил  и

молодости, сияя белизной кожи и золотом волос,  спокойная  и  уверенная  в

своей  красоте.  Из-за  беременности  она  присела  не  так   низко,   как

предписывал этикет, поцеловала руку донье  Марии-Луизе,  затем  поднялась.

Обе женщины посмотрели друг другу в  глаза.  Пронзительные  черные  глазки

королевы смотрели на Пепу, как  полагалось,  с  холодной  вежливостью.  Но

внутри все в ней бушевало. Эта особа красивее, чем она  предполагала,  да,

верно, и умней - эту особу не победить. Глаза  Пепы  сияли;  она  спокойно

наслаждалась  бессилием  всесильной.  Две  секунды,   как   предписывалось

этикетом, графиня  Кастильофьель  смотрела  королеве  в  лицо.  Затем  она

повернулась  в  сторону   высокого   кресла   престолонаследника,   принца

Астурийского.

   Гойя стоял на галерее, ему хорошо  были  видны  лица  обеих  женщин  Он

усмехнулся. "Не место вороне в царских хоромах", а выходит, что в  царских

хоромах ей место, ей, Пепе, его свинке, она добилась  своего.  Она  теперь

seriora de titulo, ее титул подтвержден грамотой,  ребенок,  которого  она

носит под сердцем, будет прирожденным графом. После стола  Пепа  составила

партию королеве.  Донья  Мария-Луиза  обращалась  с  любезно-безразличными

словами то к тому, то к другому. Пепа ждала, когда  королева  заговорит  с

ней. Она ждала долго.

   - Выигрываете, графиня? -  спросила  наконец  донья  Мария-Луиза  своим

звучным, довольно приятным  голосом.  Она  решила  быть  любезной  с  этой

особой, так, пожалуй, умнее всего.

   - Не очень, Madame, - ответила Пепа.

   - Как вас зовут по имени, графиня? - осведомилась королева.

   - Хосефа, - ответила Пепа, - Мария-Хосефа. Мадридский народ зовет  меня

графиня Пепа и даже просто Пепа.

   - Да, - сказала королева, - народ в моей столице приветлив и доверчив.

   Пепу поразила такая наглость: Марию-Луизу, "иноземку, итальянку, шлюху,

разбойницу", народ ненавидел, и, когда  она  выезжала  в  Мадрид,  полиция

заранее принимала меры предосторожности, опасаясь эксцессов.

   - Где у вас поместья, донья Хосефа?  В  Андалусии?  -  продолжала  свои

расспросы королева.

   - Да, Madame, - ответила Пепа.

   - Но вы предпочитаете жить в Мадриде? - спросила Мария-Луиза.

   - Да, Madame, - ответила Пепа. - Вы сами изволили сказать, Маdame,  что

народ у вас в столице приветлив и доверчив. Я, во всяком случае,  не  могу

на него пожаловаться.

   - Граф, ваш супруг, тоже разделяет вашу любовь к  Мадриду?  -  спросила

Мария-Луиза.

   - Разумеется, Madame, - ответила Пепа.  -  Но,  к  сожалению,  здоровье

требует, чтобы он большую часть года проводил в Андалусии.

   - Понимаю, - сказала Мария-Луиза и  осведомилась:  -  Вы  в  положении,

донья Хосефа?

   - Да, слава пресвятой деве, в положении, - ответила Пепа.

 

   "А скажите, сколько все же

   Лет сеньору Кастильофьелю?"

   - дружески спросила

   Королева. И сказала

   Пепа: "Шестьдесят девятый,

   Но, однако, я надеюсь,

   Мне подсказывает сердце,

   Что святая богоматерь

   Легкие пошлет мне роды

   И здорового сыночка".

   И на королеву Пепа

   Девственно-невинным взглядом

   Посмотрела.

 

 

 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея