ГлавнаяБиографияХронологияШедеврыГалереяСтиль и техникаГостеваяМузейНовости
Франсиско де Гойя
(1746 - 1828)
Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Однако ничто так не поражает воображение зрителя, как мрачные, тревожные, навечно западающие в память «Черные картины», написанные художником на закате жизни.
Главная
Поиск

25 страница

   Очень хотелось ему написать портрет Байеу. Он не утаил бы  ничего,  все

бы  осталось  при  шурине:  и  его  чувство  собственного  достоинства,  и

целеустремленность, и трудолюбие, и ум, но  он  показал  бы  также  и  его

косность, трезвую, как вода, ограниченность.

   Меж тем Байеу начал говорить, с  трудом,  но,  как  всегда,  красивыми,

закругленными фразами.

   -  Я  умираю,  -  сказал  он.  -  Освобождаю  тебе  дорогу.  Ты  будешь

президентом Академии; я договорился с  премьер-министром  и  с  Маэльей  и

Рамоном тоже. Маэлья достойней тебя занять президентское место, и мой брат

Рамон - тоже, должен откровенно сказать тебе это. Ты, правда, талантливее,

но ты плохо воспитан и слишком самонадеян.  Однако,  я  полагаю,  бог  мне

простит, что я из любви к сестре предпочел менее достойного человека. - Он

передохнул, говорить ему было трудно, закашлялся. "Дурак, - подумал  Гойя,

- Академию я получил бы и без него, дон Мануэль позаботился бы об этом".

   - Я знаю твое строптивое сердце,  Франсиско  Гойя,  -  опять  заговорил

Байеу, - и, может быть, для  тебя  же  лучше,  что  нет  твоего  портрета,

написанного мною. Но придет время, и ты пожалеешь, что не послушался  моих

настойчивых  советов.  Последний  раз  увещеваю  тебя:  не   отступай   от

классических образцов. Ежедневно прочитывай несколько страниц из Менгса! Я

завещаю тебе мой  экземпляр  с  его  личной  надписью  и  множеством  моих

заметок. Ты видишь, чего достигли он и я. Остепенись!  Может  быть,  и  ты

способен достигнуть того же.

   Гойя  смотрел  на  него  с  насмешливым  сожалением:  бедняга  напрягал

последние силенки, стараясь убедить  и  себя  и  других,  что  он  великий

художник.  Он  упорно  стремился  к  "истинному  искусству"  и   неустанно

справлялся по книгам, так ли он  работает.  У  него  были  верный  глаз  и

искусная рука, но теория вечно портила ему  дело.  "Вы  со  своим  любимым

Менгсом на многие  годы  задержали  меня.  Косой  взгляд  или  недовольная

физиономия милого моего Агустина дороже мне всех ваших правил и принципов.

Эх ты, бедняга, придворный живописец, затруднил ты себе жизнь,  -  и  себе

затруднил, и другим;  нам  будет  легче  дышаться,  когда  ты  будешь  под

землей".

   Казалось, Байеу только одного и ждал: прочитать  последнее  наставление

зятю. Вслед за этим сейчас же наступила агония.

   С  грустными  лицами  обступили  низкое   ложе   ближайшие   друзья   и

родственники - Хосефа, Рамон, художник  Маэлья.  Франсиско  Гойя  недобрым

взором смотрел на умирающего. Этот нос  не  знал,  что  такое  чутье,  эти

глубокие морщины, залегшие по углам рта, говорили о бесплодных усилиях,  с

этих губ могли срываться только строгие слова наставлений. Даже смерть  не

сделала это худое лицо значительным.

   Король  Карлос  очень  ценил  своего  первого   живописца;   он   отдал

распоряжение похоронить его с теми почестями,  какие  полагаются  грандам.

Франсиско Байеу был похоронен в крипте церкви Сан-Хуан Баутиста,  рядом  с

величайшим художником Пиренейского полуострова - доном Дьего Веласкесом.

   Родственники  и   немногочисленные   друзья   покойного   собрались   в

мастерской, чтоб посоветоваться,  что  делать  с  оставшимися  после  него

полотнами. Там  было  много  законченных  и  незаконченных  картин.  Общее

внимание привлек  автопортрет,  на  котором  Байеу  изобразил  себя  перед

мольбертом. Хотя многие детали - палитра, кисть,  жилет  -  были  выписаны

чрезвычайно  тщательно,  картина  все   же   была   явно   не   закончена;

добросовестный художник не справился со своим лицом.  Полуоконченное  лицо

глядело на зрителей мертвыми, словно еще до рождения истлевшими глазами.

   - Как жалко, - сказал после некоторого молчания Рамон, - что  брату  не

было суждено закончить этот портрет.

   - Я закончу, - сказал Гойя.

   Все удивленно, с сомнением посмотрели на него.  Но  Гойя  уже  завладел

холстом.

   Долго дописывал он портрет шурина на глазах у Агустина.  Он  работал  с

чувством ответственности и мало что изменял в уже сделанном.  Только  чуть

угрюмее стали брови, чуть глубже и утомленнее легли  складки  от  носа  ко

рту, чуть упрямее выдвинулся подбородок, чуть брезгливее  опустились  углы

рта. Он вкладывал в свою работу и ненависть и любовь, но они не затуманили

холодный, смелый, неподкупный глаз художника.

   В конце концов получился портрет неприветливого, болезненного, пожилого

господина, бившегося всю свою жизнь, уставшего,  наконец,  и  от  высокого

своего положения и от вечных трудов,  но  слишком  добросовестного,  чтобы

позволить себе отдохнуть.

   Агустин Эстеве стоял возле Гойи и разглядывал законченное произведение.

С подрамника смотрел представительный мужчина, который требовал  от  жизни

больше, чем ему полагалось, а от себя - больше, чем сам мог дать.  Но  вся

картина была напоена серебристо-радостным сиянием, которое  давал  недавно

найденный Гойей мерцающий светло-серый тон, и ехидный Агустин  понял,  что

разлитая  по  всей  картине  серебристая  легкость  властно   подчеркивает

жесткость лица и педантичную трезвость руки, держащей кисть.  Изображенный

на портрете человек был малопривлекателен, зато  тем  привлекательнее  был

сам портрет.

   - Поразительно, Франчо, - воскликнул Агустин, довольный и восхищенный.

 

   Молча на портрет смотрела

   Помрачневшая Хосефа.

   Гойя подошел. Встал рядом.

   "Я надеюсь, не в обиде

   На меня покойный шурин?"

   Помолчав, Хосефа: "Что же

   Станется с портретом?.." Гойя

   Ей в ответ: "Он твой".

   "Спасибо", -

   Молвила жена... Но после

   Не могла никак придумать,

   Где бы ей портрет повесить.

   Наконец она решила

   Отослать его в подарок

   Брату - Мануэлю Байеу

   В Сарагосу...

 

 
Благодарим:
Гойя Франсиско Хосе - о знаменитом испанском живописце
e-mail: info@goia.ru
ArtNow.ru
Облако интересных статей:
ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыГалерея